http://tuofikea.ru/novelty

Война в Ливии: что дальше?

В ливийской партии наметилась неопределенная позиция. Как известно, такой позицией называют позицию, не относящуюся к выигрышным или проигрышным, и когда пространства решений для обеих сторон конфликта совпадают.

В принципе, это можно объяснить. В классическом учении о наступательной операции существует понятие критических точек наступления. Первая точка возникает при прорыве обороны противника, когда наступательный порыв и энергия наступления полностью расходуются на преодоление вражеской обороны. Наступает неустойчивое равновесие. Вторая критическая точка возникает когда наступление развивается, но перенапряжение линий снабжения наступающей стороны снижает темп наступления и вновь приводит к равновесию в положении сторон.

На сегодня правительственные войска явно попали во вторую критическую точку. У них уже нет возможностей продолжать наступление на восток и север Киренаики. Военные возможности правительственных сил изначально не были значительными, а непрерывные бомбардировки линии соприкосновения с мятежниками, где интервентам в сущности было безразлично, кого бомбить, лишь бы сбивать темп наступления, расходовали наступательные возможности войск Каддафи.

Строго по науке, после наступления второй критической точки наступательная операция прекращается, берётся оперативная пауза, происходит перегруппировка и намечаются новые цели для наступления.

Однако война в Ливии — не классическая. Нет линии фронта, она носит очаговый характер. Перегруппировываться на открытой местности под ударами с воздуха невозможно. Более того — судя по ожесточенности боев за Адждабию, мятежники получили подкрепления извне — явно не войска коалиции, но видимо, либо наёмники, либо профессиональные военные из соседних государств.

Политического решения в такой ситуации в общем-то, пока тоже не просматривается. Любое соглашение неизбежно будет нарушено, так как целью коалиции является если не захват Ливии, то ее суданизация — то есть, непрерывные боевые действия на максимально большой территории. В пустыне это сводится к перманентным мятежам и диверсионным вылазкам в городах. Оборонять все города одновременно у Каддафи банально не хватит сил.

Говоря иначе, за Каддафи в таких условиях можно рассмотреть три относительно вменяемые стратегии. Они не приведут к победе, но не позволят невозбранно оперировать мятежникам. Первая — это разворачивание максимально широких диверсионных действий на объектах инфраструктуры в Киренаике. Трубопроводы, порты, склады, месторождения. Охота на лидеров мятежников. Противодействие такой деятельности будет отнимать максимальные силы у мятежников и не даст им возможности проводить рейды на запад.

Вторая стратегия — создание наёмной армии численностью в 10-15 тысяч человек с целью получения военного преимущества в людских ресурсах и новое наступление на Бенгази примерно в течение месяца. Эта стратегия очень опасна — так как финансовые возможности Каддафи явно ограничены, и на вторую попытку в случае неудачи возможностей не останется.

Третья стратегия — самая неоднозначная, но наиболее выигрышная, так как предполагает переход к чисто непрямым действиям. Диверсионная война в Европе. Это однозначно поставит в тупик коалицию, однако будущее у самой Ливии в такой ситуации самое безрадостное — она станет врагом Европы очень надолго. Со всеми вытекающими из этого последствиями. По сути, эта стратегия — слишком действенное лекарство, чтобы применять его просто так.

На мой взгляд, Каддафи сейчас будет тянуть время и пытаться решить проблему миром, понимая, что это лишь передышка. Наиболее вероятно все-таки усиление армии за счет наёмников-добровольцев и повторение попытки наступления к концу апреля.

Однако Каддафи неоднократно доказывал, что его логика совершенно не поддается прогнозированию, так что возможно, он найдет какой-то принципиально иной выход, нетривиальный и нестандартный. Возможно, он попытается устроить контрмятеж — так как режим бандитствующих мятежников, судя по всему, уже достал местных жителей. В общем, в ближайшее время, похоже, нас ждет затишье на фоне продолжающихся бомбардировок и попыток провести какие-нибудь переговоры.

Я бы не исключил все-таки и ограниченной наземной операции коалиции, связанной с высадкой небольшой группировки войск коалиции. Намеки на этот счет весьма явственны. В патовой ситуации это становится весьма вероятным. При этом высадившийся контингент надежно перекроет для Каддафи возможность усиления своих сил за счет добровольцев-наемников.

В общем, на нынешнем этапе вероятность превращения Ливии в Судан или Ирак становится довольно значительной. Опять же — если у Каддафи не найдется неожиданного хода и аргумента.