http://tuofikea.ru/novelty

Положение россиян в республике становится все сложнее

С началом арабских революций в республике явно усилились изоляционистские тенденции. С недавних пор ужесточены правила пребывания иностранцев. Более строгим стал миграционный режим. Усиленное давление оказывается на обладателей двойного гражданства.

С 1 марта вводятся новые миграционные правила для иностранцев в Туркмении. Контролировать их пребывание в республике теперь будет вновь созданная Государственная служба по регистрации иностранных граждан, а решение о выдаче виз для въезда в страну отныне должна принимать специальная комиссия, в которую будут передаваться документы из МИДа и консульских учреждений. О том, какое значение придается деятельности этого органа, говорит его состав. Комиссию возглавил вице-премьер, министр иностранных дел Туркмении Рашид Мередов. Кроме того, в нее вошли заместители руководителей министерств национальной безопасности, обороны, внутренних дел, пограничной службы, представители парламента и аппарата президента. Фактически «визовая» комиссия становится неким аналогом совета по безопасности в сфере миграционной политики, призванным не допустить в страну нежелательных лиц.

Ужесточаются и сами условия въезда и пребывания в Туркмении иностранцев. Отныне в пунктах перехода границы они должны будут заполнять специальные миграционные листы, а также платить за регистрацию 10 дол. США. За нарушение правил регистрации иностранцы будут караться штрафом в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда либо же выдворением из страны с последующим ограничением на въезд в течение пяти лет. Аналогичными штрафами будут наказываться частные лица и предприятия, пригласившие к себе иностранцев и не обеспечившие их своевременную регистрацию или допустившие пребывание на территории страны по окончании этого срока. Штрафы грозят и тем, кто предоставит иностранцам жилище, транспортные средства или же окажет им иные услуги «в нарушение установленных правил».

Ужесточение миграционного контроля явно относится к последствиям арабских революций, которые, как свидетельствует целый ряд признаков, направлялись и координировались извне.

Поскольку же внутри Туркмении никаких следов оппозиции давно уже не осталось, проникнуть в страну она может только из-за границы. Большинство туркменских оппозиционеров сегодня проживает на Западе и их возвращение на родину кажется почти невероятным. Тем не менее, у туркменского руководства есть политический опыт, заставляющий опасаться именно такого сценария развития событий. В ноябре 2002 г. была предпринята неудачная попытка покушения на первого президента Сапармурата Ниязова, большинство участников которой имели иностранное гражданство. Всего по этому делу были привлечены к ответственности 16 иностранных граждан, в том числе 5 граждан РФ. Российское гражданство имел и главный организатор покушения, бывший министр иностранных дел Борис Шихмурадов.

Эти события побудили руководство республики пойти на денонсацию российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве, подписанного в январе 1993 г и вступившего в силу в мае 1995 г. За время его действия российское гражданство сумело получить не только большинство русского населения Туркмении, но и часть самих туркмен. Наличие в республике столь многочисленной группы граждан другого государства, которые согласно российской конституции не могли быть выданы другой стране, перестало устраивать туркменское руководство. В апреле 2003 г. между Россией и Туркменией был подписан протокол о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве, взамен которого Россия получила выгодные для себя условия поставок туркменского газа. Однако проблему наличия в Туркмении граждан РФ это не решило. 22 апреля С. Ниязов подписал указ, согласно которому все обладатели двойного гражданства в течение двух месяцев должны были решить, паспорт какой страны сохранить. После этого лиц с двойным гражданством стали снимать с авиарейсов и требовать получения виз.

В результате столь бесцеремонных действий туркменских властей между Россией и Туркменией разразился дипломатический скандал. 26 апреля МИД России заявил, что обратной силы соглашение о двойном гражданстве не имеет и все лица, получившие гражданство РФ в период его действия, должны сохранить российские паспорта. Давление на граждан РФ временно прекратилось, но от идеи заставить их отказаться от российских паспортов или же покинуть страну власти республики не отказались. Летом 2010 г. миграционная служба Туркмении опять стала снимать с авиарейсов «двойников», требуя отказаться от российского гражданства. Поднявшийся шум вновь заставил миграционную службу Туркмении признать, что российские паспорта, полученные до 22 июня 2003 г., то есть до фактического прекращения соглашения о двойном гражданстве, по-прежнему действительны. Однако паника, возникшая среди российско-туркменских граждан, привела к тому, что многие из них предпочли остаться в России. Вернувшись на родину, они рисковали уже никогда не покинуть ее, так как в республике появились списки «невыездных», которых не выпускали за границу ни под какими предлогами.

Столкнувшись с невозможностью обойти международные соглашения, туркменские власти пошли другим путем.

С 2013 года в республике вводятся новые зарубежные паспорта, получить которые лица с российско-туркменским гражданством не смогут.

Юридическим основанием для этого является принятая в 2008 г. новая редакция конституции, которая не признает за гражданами Туркмении гражданства другого государства. Между тем, в республике до сих пор проживают около 90 тыс. лиц, имеющих и российские, и туркменские паспорта, причем лишь половина из них являются русскими. Спустя два года они не смогут покинуть Туркмению, так как перспектива получения разрешения на выезд из страны, даже отказавшись от российского паспорта, является весьма призрачной.

5-го апреля оппозиционное издание «Хроника Туркменистана» опубликовало открытое заявление российско-туркменской гражданки Натальи Шабунц на имя начальника Государственной миграционной службы г-на Беглиева по поводу проблем с двойным гражданством. 27 августа она обратилась в миграционную службу с заявлением о том, что ей, как и другим обладателям российского гражданства, отказывают в выдаче нового зарубежного паспорта. Сотрудники службы порекомендовали добровольно отказаться от российского гражданства, «при этом многозначительно указывая пальцем вверх». Аргументы о том, что закон обратного действия не имеет, никакого впечатления на чиновников не произвели. Изложить причины отказа в письменном виде сотрудники службы также отказались. В итоге Н. Шанбунц заявила, что в случае получения повторной отписки она и другие правозащитники будут «иметь все основания считать, что идея дискриминации двойных граждан исходит лично от главы государства».

Российское посольство в Туркмении, прямой обязанностью которого является защита интересов российских граждан, проявляет полную пассивность. 31 марта в блоге «Ферганы.ру» было опубликовано письмо жителя Туркмении, по словам которого посольство «занимается лишь лично своими интересами и интересами крупных российских нефтегазовых компаний». Новый посол И.А. Блатов, назначенный на этот пост в январе 2006 г., «просто дослуживает свои годы в системе МИДа» и «в целом никакой пользы гражданам России в Туркменистане не принес». В консульстве царит «полный бардак», а работа его сотрудников и общение с гражданами «не лезет не в какие рамки приличий». Проблемы с российским гражданством сотрудники посольства открыто рассматривают как внутренне дело Туркмении, заявляя, что рычагов давления на туркменские власти у них нет. Интересные данные о работе российского посольства содержатся и в статье Н. Шабунц, опубликованной «Ферганой.ру» в октябре 2009 г. В качестве реакции на проблемы двойного гражданства посольство, по ее словам, повсюду развесило бланки для желающих отказаться от российского паспорта. Несколько лет тому назад туркменская журналистка поинтересовалась, почему в Туркменистане нет культурного центра для русских и русскоязычных, на что один из сотрудников российского посольства ответил: «А зачем? Все нормальные люди давно уехали. Осталась одна шваль…».

Вплоть до недавнего времени пренебрежение, с которым Россия относилась к интересам своих граждан в Туркмении, аналитики объясняли заинтересованностью в импорте туркменского газа. Однако в прошлом году его закупки были сокращены «Газпромом» в четыре раза, и столь значительных бизнес-интересов в республике у него теперь нет. Замороженным оказался и проект строительства Прикаспийского газопровода, рассматривавшийся Россией как главный противовес «Набукко». Состоявшийся в декабре 2009 г. визит президента РФ Д. Медведева в Ашхабад не принес заметных изменений. Несмотря на то, что поставки туркменского газа в РФ были возобновлены, наращивать их до прежнего уровня Россия отказалась. После этого контакты между двумя странами на высшем уровне были практически свернуты и не возобновлены до сих пор.

Проблемы в Туркмении стали возникать и у российского бизнеса. В декабре 2010 г. министерство связи республики приостановило действие лицензии дочерней компании МТС — Barash Communications Technologies (BCTI), приобретенной ею в 2005 г.

Вскоре после этого МТС заключила с туркменским министерством связи договор, обязавшись перечислять государству 20% чистой прибыли. Действие договора закончилось в декабре 2010 г. и продлевать его туркменская сторона отказалась. В результате МТС, обслуживавшая на конец прошлого года 2,4 млн. абонентов, была вынуждена приостановить свою деятельность в республике, хотя выданная ей лицензия действовала до 2012 г. В результате страна оказалась в коммуникационном коллапсе. Единственный конкурент МТС – государственный оператор «Алтын Асыр» в три раза уступал ей по числу абонентов, не располагая ни техническими, ни организационными возможностями для обслуживания миллионов новых клиентов. Вокруг офисов «Алтын Асыра» возник такой ажиотаж, что охранять их были вынуждены военнослужащие внутренних войск.

По поводу причин конфликта МТС с туркменскими властями аналитики выдвинули две версии, которые, впрочем, не исключают друг друга. Первая заключается в том, что МТС предоставляла жителям республики услуги мобильного Интернета, свободный доступ к которому на фоне арабских революций не устраивал туркменские власти. По второй версии сотовым бизнесом заинтересовался кто-то из окружения туркменского президента, в связи с чем вскоре после прекращения в республике деятельности МТС было объявлено о возможном создании на базе ее сети сотового оператора «Галкыныш». Так или иначе, но еще одним «форпостом» России в Туркмении после ухода МТС стало меньше.

Точное число проживающих в Туркмении русских неизвестно. По всей видимости, их численность не превышает 50 тыс. чел. По этому показателю Туркменистан занимает в Центральной Азии второе место после Таджикистана, где по последним данным осталось не более 30 тыс. «русскоязычного» населения. Если ситуация вокруг обладателей двойного российско-туркменского гражданства и далее будет развиваться по негативному сценарию, в недалеком будущем Туркмения окажется одной из наиболее дерусифицированных и изолированных от России республик бывшего СССР, что не замедлит сказаться на ее экономике, культуре, внешней и внутренней политике.