http://tuofikea.ru/novelty

О ремесленно-промышленном капитализме

Всего лишь одна мысль: странное совмещение мастерства ремесленника, мастера-одиночки — и высокоразвитого технологически общества. Или утопия о совмещении вещей по-видимому не совместимых.

Предпосылки данной мысли конечно в ситуации перепроизводства практически всего, чем пользуется человек. Все становится доступнее, все становится менее ценным: от телевизора до автомобиля. Вещи проносятся потоком мимо человека — каждый год-два меняют телефон, меняют пуховик… Все старое меняют на новое. А по сути — ничего нового эта смена вещей человеку уже не дает. Мало того, и у производителей возникают колоссальные проблемы со сбытом: слишком большое предложение потребителю — у него глаза разбегаются. Потребитель все более впадает в своеобразную покупательскую депрессию — ему все сложнее решить нужно или нет ему новое приобретение. В общем, сегодня рынок так плотно заполнен всем не нужным и излишним, что ситуацию со сбытом продукции и покупкой нового все более клинит.

И, безусловно, преимущество в такой ситуации имеет крупный производитель перед мелкими. Соответственно, мелкий производитель исчезает — но ведь именно он производит что-то оригинальное. Корпорации его просто давят технологически и финансово. Соответственно, корпорациям крайне затруднительно работать под потребности каждого клиента — потребности проще формировать, от чего их товар становится крайне не выразительным. Но бесконечно формировать потребность сложно — человек с многоразово сформированной потребностью просто теряет интерес к новому: некое разочарование в новых вещах.

Есть еще один момент: это возможность проявить с помощью вещей свою индивидуальность, внутренний мир — а не то что «я крутой и у меня деньги есть». Кстати, для последнего случая эксклюзивный потребительский и ювелирный ширпотреб всеми узнаваемых марок очень подходит: названия читать умеют все. Реальной ценности данные колечки, часики, телефончики и уже автомобильчики уже не представляют. Ну не нравится женщине если она встречает знакомую в таком же платье в каком сама пришла на вечер. А если на соседе идентичные часы, во дворе идентичное авто — то почему-то не рефлексируем что мы «стандарт», а считаем себя и соседа людьми «одного круга». Не круга — а инкубатора. Так точнее. А хочется быть не серийным состоятельным — а личностью.

Вот выразить личность через вещи возможно только через уникальные вещи, которые человек использует. Пусть внутри телефона будет стандартная электронная начинка — но внешне по материалу и дизайну он будет отличен от тысяч аналогичных моделей. Пусть авто будет на базе ауди — но внешне оно будет по самому дизайну уникально и единственно. Но сделать это можно только мелкосерийно — и уже действительно не дешево. Возможно, возникнет такой конгломерат между мелкосерийными мастерскими и корпорациями. Понятно, что единичные мастерские есть — но речь может пойти о массовом явлении.

Понятно, что все подорожает. Но думаю — что в любом случае вещи сильно подорожают. Что мы в любом случае вернемся к тому, что для большинства населения станет физически невозможно каждый год менять пальто, бритву, телефон. Это вытекает из сегодняшних условий: производителю в условиях перепроизводства выгоднее сократить тираж выпуска и поднять многократно цену на каждое свое изделие. Только этим он способен решить выше обозначенные кризисы перепроизводства и кризиса покупательской способности. Думаю, это нас ждет. Но пойти удорожание может «тупо» поднятием цен.

Я понимаю, что мое видение во многом утопично и не коррелируется со многими «традициями» современного мира. Но мне же кажется, что если все равно мы подойдем к количественному сокращению производимых потребительских вещей, что было бы лучше пойти путем предложенного промышленно-ремесленного капитализма. Когда техническую начинку и высокотехнологичные детали производятся в промышленных условиях — а форму и уникальность каждой вещи придают в малых мастерских, в плотном контакте с потребителем. Будет здорово — и рабочие места появятся, и творчество станет востребовано, и мир станет ярким и разнообразным — и потребитель наконец начнет ценить то, чем владеет и что использует. Утопия, но приятная!