http://tuofikea.ru/novelty

ВМС Украины: у кого ключи от моря?

Недавно украинские военно-морские силы отметили свою очередную годовщину. Жителям и гостям Севастополя этот день запомнился парадом кораблей, фейерверком и другими торжественными мероприятиями. Увы, после праздников наступают будни, а они для флота незалежной являются не столь уж и радостными…

Анализируя события и риторику вокруг темы украинских Военно-морских сил, можно обнаружить противоречивую ситуацию. С одной стороны, имеет место значительное количество нерешенных вопросов вокруг качества и числа корабельного состава, интенсивности боевой подготовки, обеспеченности военных моряков. С другой – к государственным мужам постепенно все же приходит осознание, что Украина является морской державой и ее интересы не ограничиваются лишь узкой полоской территориальных вод, а выходят в просторы Мирового океана.

К числу определенных достижений нынешнего политического и военного руководства страны относится расширение географии задач, решаемых ВМС страны. Если раньше более или менее длительные походы ограничивались лишь нанесением дружественных визитов, то за последние несколько лет корабли побывали в Средиземном море в рамках антитеррористической операции НАТО «Активные усилия». Большой десантный корабль «Константин Ольшанский» в этом году сходил к берегам Ливии для эвакуации граждан из зоны конфликта. Решается вопрос отправки в район Африканского Рога подразделений для борьбы с пиратами.

Вышесказанное означает одно: ВМС Украине нужны, но не в виде «каботажного» флота прибрежного плавания, а в виде важнейшего компонента морской мощи державы.

Попытки обновить корабельный состав

С момента создания украинских ВМС одной из самых актуальных задач остается увеличение количества корабельного состава и его содержание на надлежащем уровне. Ситуация здесь достаточно острая и на эту тему не рассуждал разве что только ленивый. Но обратимся к цифрам. Сроки эксплуатации боевых кораблей и катеров ВМС Украины на сегодня составляют: 20 лет и более – 22 единицы, 10–20 лет – 3, до 10 лет – 1.

При этом анализ состояния дел позволяет обнаружить значительное количество упущенных возможностей и неиспользованных резервов. Во-первых, из пяти построенных во времена независимости новых боевых кораблей один уже утрачен. Речь идет о малом десантном корабле на воздушной подушке «Донецк», который почти не эксплуатировался. Сейчас он переведен в категорию «техническое имущество» и медленно ржавеет на берегу на одной из военно-морских баз. Зато Украина, жалуясь на недостаточность ВМС, «догадалась» передать Грузии пограничный сторожевик, а также ракетный катер проекта 205МР (бывший украинский U150 «Конотоп»), который в 2008 году уничтожили российские моряки прямо возле причала. А нынешний министр обороны, призывающий сейчас собирать взносы на строительство украинского корвета, в свою бытность командующим ВМС Украины сделал так, что были исключены из состава флота и проданы по цене металлолома некоторые нужные сегодня суда обеспечения, в том числе танкеры…

Что касается перспектив поступления новых боевых единиц, то первым в списке «проблемных» кораблей можно назвать недостроенный ракетный крейсер, который одно время носил имя «Украина». Он имеет достаточно высокую степень готовности и его не нужно начинать строить с нуля, как, например, разрекламированный украинский корвет. «Противники» этого корабля, в том числе экс-министр обороны Анатолий Гриценко, утверждают, что для него на Черном море просто нет задач и содержать его ВМС Украины очень дорого. Но в 2008 году в войне против Грузии применялся однотипный с ним ракетный крейсер «Москва». А несколько лет назад упомянутый крейсер ЧФ ходил в Средиземное море и участвовал в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия».

Так как страна имеет амбиции, далеко выходящие за рамки прибрежных вод, то и корабельный состав должен быть намного мощнее кораблей подкласса «корвет», которые почему-то признаны в перспективе основной боевой единицей украинских ВМС. И смотреть на бывшую «Украину» нужно не как на ракетный крейсер, а как на плавучую боевую платформу, которая может быть носителем самого разнообразного вооружения. За примерами далеко ходить не нужно: США в 1991 году в войне в Персидском заливе применили линейные корабли времен Второй мировой войны, дополнив их боевой потенциал крылатыми ракетами и другим современным вооружением. Имеет место также и морально-этический момент в вопросе крейсера. Ведь ему было присвоено имя «Украина». И если такое название дали боевому кораблю, то это уже к чему-то обязывает, чтобы не допустить риторики на тему того, что страну с названием «Украина» ожидает та же участь, что и одноименный крейсер…

В ряду «резервов» нужно упомянуть также подводную лодку «Запорожье». Есть шанс, что она все же будет доведена до исправного состояния. Но украинские моряки шутят, что подлодка превратилась в дойную корову для некоторых военных чиновников. Ведь на ее ремонт выделяются реальные деньги и желающих получить доступ к «кормушке» достаточно много. К тому же рано или поздно срок ее эксплуатации закончится и возникнет вопрос о замене ПЛ. Может, есть все же смысл рассмотреть вариант принятия на вооружение бэушных немецких лодок проекта 206, которые имеют хорошую репутацию среди моряков и привлекательную цену…

По поводу собственного корвета, который начал строиться на Украине по новому проекту, также не все понятно. Его создавали с учетом закупки вооружения и различного оборудования от западных производителей, что и предопределило стоимость. Разработчиков понять можно, так как на момент проектирования корабля существовал официально утвержденный курс на интеграцию Украины в НАТО (в том числе и на достижение совместимости вооружений) на фоне ухудшения отношений с Москвой. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и закупки для корабля систем оружия и электроники в России способны значительно удешевить проект. Но хватит ли мужества у украинского руководства на такие изменения?

Даже после выполнения намеченных мероприятий развития ВС Украины на период до 2016 года исправность боевых кораблей удастся довести лишь до 50 процентов, боевых катеров – до 86, а судов обеспечения – до 36. Заметим, что сейчас этот уровень намного ниже. И пускай никого не вводит в заблуждение обнародованное в СМИ число 16 кораблей и катеров, принявших участие в недавнем параде в Севастополе. Одно дело – вывести корабль и поставить его на якорь посредине бухты и совсем другое – иметь на нем все исправное вооружение, средства разведки, связи и навигации, многочисленные машины и механизмы, а тем более владеть кораблем, соответствующим современным требованиям вооруженного противоборства на море.

После таких примеров брошенный недавно министром обороны Михаилом Ежелем клич собирать народные деньги и спонсировать строительство украинского корвета выглядит смешным. Никто не спорит, что на народные деньги строили корабли в разных странах. Но создавали их преимущественно накануне или в годы войн и других суровых испытаний, когда все средства направлялись на победу над врагами. А когда у причала Балаклавской бухты покачивается на волнах яхта, владение которой приписывают сыну украинского президента, и ее стоимость соизмерима с ценой строительства и содержания боевого катера или даже боевого корабля небольшого водоизмещения (например тральщика), то призывы к народу «скинуться кто сколько может» на корвет выглядят популизмом. Да и функция обеспечения военной безопасности в первую очередь лежит на государстве. Лучше уж президенту Украины обратиться с призывом о «благотворительности» к официальным миллиардерам.

Другие компоненты флота

Когда мы говорим о ВМС Украины, то должны помнить, что это не только боевые корабли, но и много других важных составляющих, среди которых есть морская авиация, береговые войска, морская пехота, береговые ракетные войска и т. п. И будущее флота предполагает сбалансированное развитие всех его частей.

Справка «ВПК»

ВМС ВС Украины организационно включают органы управления (Командование ВМС, Центр морских операций, Центр войск береговой обороны), две военно-морские базы, 1 и 5-ю бригады надводных кораблей, 10-ю морскую авиационную бригаду, 36-ю бригаду береговой обороны, 73-й морской центр специального назначения, отдельную береговую артиллерийскую группу, два отдельных береговых ракетных дивизиона (один из них стационарный), батальон морской пехоты, части оперативного (боевого), материально-технического обеспечения, научные и военно-учебные заведения.

Всего в их составе насчитывается:

боевых кораблей и катеров – 26 (в том числе фрегат – 1, ракетных корветов – 2, противолодочных корветов – 4, ракетных катеров – 2, десантных кораблей – 2); судов и катеров обеспечения – 55; самолетов – 10; вертолетов – 20; танков – 41, боевых бронированных машин – 176, артиллерийских систем калибра более 100 мм – 6. Общая численность ВМС на начало 2011 года – около 15 тысяч.

Попробуем показать это на примере. После развала Советского Союза Украине достались по наследству береговые ракетные комплексы оперативно-тактического назначения «Гранит». Дальность действия ракет «Прогресс» этого комплекса (а это порядка 250 км) позволяет поражать надводные цели на значительной части акватории Черного моря. Увы, данные установки старые, находятся на консервации, ракет к ним мало, они очень уязвимы от помех противника и все это требует значительной модернизации и обновления.

Грустная ситуация и с возможностями морской авиационной бригады. В ее составе преимущественно противолодочные и поисково-спасательные самолеты и вертолеты. А носителей мощного ударного оружия, такого как противокорабельные ракеты, там просто нет. Да и старенькие самолеты Бе-12 при выполнении задач поиска и спасения на море уже по возрасту просто не могут садиться на воду.

Снижаются возможности и «эксклюзивных» компонентов ВМС. Например, боевые пловцы не только не имеют сверхмалых подлодок для обеспечения своих действий, но и не могут даже пользоваться подводными буксировщиками, а их водолазное снаряжение неумолимо устаревает и обновляется очень медленно. Также когда-то именно на Черном море в интересах флота активно использовались боевые дельфины. И знаменитый океанариум сейчас находится в составе ВМС Украины. Но в военных целях, например для охраны военно-морских баз или поисково-спасательных работ, боевые дельфины уже давно не применяются. И дело не в нормах международного права, запрещающих использовать морских животных в военных целях. Те же американцы и их партнеры нашли законный способ обойти эти запреты. Проблема, к сожалению, заключается лишь в близорукости и убогости ума…

Почувствуйте разницу

Многие читатели будут очень удивлены, узнав, что на Украине фактически существует два военно-морских флота. Один – это достаточно известные ВМС в составе вооруженных сил страны, а второй – это части морской охраны в составе государственной пограничной службы. Такое положение дел досталось по наследству от бывшего Советского Союза и с тех пор оно кардинально не изменилось. Если проанализировать нынешнюю морскую составляющую пограничников, то обнаружим у них фактически полноценные боевые корабли и катера, причем в количестве, соизмеримом с корабельным составом ВМС. В отличие от военных моряков состояние дел с технической готовностью кораблей у пограничников намного лучше. Кто сомневается, приглашаем посетить Балаклавскую бухту недалеко от Севастополя, где дислоцируется отряд морской охраны. Вашему взору откроются ровные ряды пограничных кораблей и катеров, свежеокрашенные, имеющие ухоженный вид. На них видна деловая суета экипажей, и опытный глаз сразу заметит, что моряки-пограничники времени зря не теряют и занимаются настоящим делом. Достаточно часто они выходят в море для выполнения реальных задач или проведения мероприятий боевой подготовки. И таких отрядов морской охраны у пограничников несколько. А у противоположного берега этой бухты ржавеет у причала судоремонтного завода разведывательный корабль «Симферополь» ВМС Украины, на проведение ремонта которого денег нет и не предвидится…

А после этого пригашаем вас посетить другие места базирования кораблей ВМС, и даже новичок почувствует разницу явно не в пользу военных моряков. Причина таких различий не только в том, что спикер украинского парламента является братом главы Государственной пограничной службы Украины.

Никто не пытается поставить под сомнение необходимость использовать для охраны морской границы корабли и катера. Но хочется задать вполне резонный вопрос: неужели Украина настолько богата, чтобы содержать два военных флота?

Если вдруг власть прозреет и решит эту проблему, объединив две структуры, то «ключи» от моря окажутся «в одних руках», а также автоматически решится задача существенного увеличения корабельного состава ВМС (перевооружить корабли пограничников ударным и другим оружием все же дешевле, чем строить новые). Для реализации такой идеи многого не нужно: политическое решение руководства государства, изменения в нормативно-правовой базе и уточнение порядка выделения ресурсов.

А в это время в Поднебесной…

В Китае начались испытания первого авианосца военно-морских сил страны, сооруженного на базе купленного в 1998 году на Украине недостроенного тяжелого авианесущего крейсера «Варяг». Украинцы в свое время продали корабль китайцам по цене металлолома – всего за 20 миллионов долларов. Изначально покупатель (компания Chong Lot Travel Agency Ltd) заявлял о намерении обустроить на авианосце плавучее казино. Напомним, крейсер «Варяг» заложен в 1986 году на стапелях Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ), в 1992-м его строительство было законсервировано в связи с невостребованностью армией Украины, и с тех пор корабль медленно ржавел. Китайцы же нашли применение этому «металлолому».

Недавний поход украинского боевого корабля «Константин Ольшанский» к берегам Ливии оказался не единственным сигналом, напомнившим о роли ВМС, особенно в мирное время. Как видим, для любого государства в целях реализации национальных интересов существуют многочисленные факторы необходимости иметь мощный военный флот.

Сегодня на Украине сложилась уникальная ситуация, когда министром обороны является бывший военный моряк, причем уровня командующего флотом, прекрасно понимающий вышеописанные проблемы. Но странно, что это положительным образом не влияет на потенциал ВМС страны…