http://tuofikea.ru/novelty

Ситуация в Сирии повторит ливийский сценарий?

Бесчинство НАТО в Ливии привлекло внимание и к событиям в другой стране региона – Сирии. Аналогичный сценарий складывающейся здесь ситуации позволяет говорить о том, что и развязка может оказаться очень схожей.

О том, что в реальности происходит сегодня в Сирии, корреспонденту ТПП-Информ рассказала Анхар Кочнева, писательница, востоковед, директор туристической компании «Иорданский клуб».

– Какая обстановка сегодня в Сирии? Какие настроения преобладают у населения?

– Подавляющее большинство сирийцев устало. Соскучилось по прежней спокойной жизни. Многие потеряли возможность кормить свои семьи из-за «проседания» таких важных для Сирии отраслей экономики, как торговля, туризм, перевозки. Если нет туристов, то страдает и торговля, и производство – товар не продается, покупать некому. И сельское хозяйство – нет такой потребности в продовольствии, как при присутствии в стране большого количества иностранцев. А надо заметить, что все это в Сирии – частный бизнес, не государственный. Т. е. те, кто провоцирует эти беспорядки, в прямом смысле залезает в карманы сирийских граждан, лишая их привычных доходов. Как думаете, это может нравиться? Поэтому все хотят, чтобы ситуация скорее стабилизировалась. Любой человек, который привык работать и зарабатывать, которому есть что терять, и то, что ему не хочется терять, он нажил собственным трудом, хочет того, чтобы армия навела порядок и вернула стране ее привычную размеренную жизнь. Ведь до всех этих событий Сирия была, наверное, самой стабильной и самой безопасной страной региона. А теперь мои знакомые в некоторых районах страны практически ежедневно рассказывают о том, что у них под окнами то динамит взорвут, то из автоматов постреляют. Один из главных лозунгов демонстраций в поддержку действий правительства: «Боже, благослови армию». В Сирии всеобщая воинская обязанность, нормальные люди понимают, что служат в ней такие же ребята, как их собственные дети. Поэтому когда могут – подкармливают, выносят подносы с чаем. Многие делают это в том числе и потому, что знают: в другом конце страны точно так же другие совершенно незнакомые люди покормят и напоят их собственного сына.

Есть районы, где до сих пор не было никаких беспорядков. А есть такие районы, жители которых теперь хорошо понимают, что в свое время происходило в Чечне, когда там орудовали бандиты. У меня сейчас прямо какое-то де жа вю, если честно. Те же методы, та же тактика. Те же «местные кадры», укрепленные невесть откуда взявшимися «иностранными коллегами». И, кстати, тот же вой в иностранной прессе, называвшей бандитов и сепаратистов борцами за свободу да независимость. Тогда из всех арабских стран только Сирия называла боевиков боевиками.

Те, кто еще несколько месяцев назад не был ярым сторонником президента, сегодня согласен с тем, что он – та фигура, которая может гарантировать возвращение к стабильности. Других политиков такого уровня в Сирии нет. Даже оппозиционеры – нормальные оппозиционеры, а не терроризирующие сирийцев бандиты – говорят: если Башар сейчас уйдет, мы первыми назовем его предателем, он не имеет на это права.

– Кто заинтересован в свержении Асада? Насколько выгодно, например, Турции (или Ирану, или Израилю) поддерживать сирийскую оппозицию?

– Иран – один из союзников Сирии, поэтому ему дестабилизация в Сирии не нужна. Более того, если сирийскому правительству станет сложно самому справляться и ситуация начнет выходить из-под контроля, вполне вероятно оказание Ираном реальной поддержки. Но это только в том случае, если Сирия об этом попросит. Пока же сирийцы справляются сами. И делают то, что надо делать в данной ситуации. Несмотря на попытки так называемого «мирового сообщества» вынудить Сирию отступить и дать бандитам переломить ситуацию в свою пользу, захватывая целые города и поселки.

С помощью продажных СМИ миру пытаются внушить мысль о каких-то мирных демонстрантах (кстати, у большинства тех, кто действительно понимает, что происходит в Сирии, эти два слова уже давно стало принятым брать в кавычки), расстреливаемых из танков. При этом никаких доказательств на этот счет, как ни пыжатся «оппозиционеры», они не в состоянии предоставить. Нет таких кадров, несмотря на обилие розданных дорогостоящих мобильников с функциями видеосъемки – везде или откровенный подлог (не те места, не то время года, какая-то другая, а не сирийская армия – в сирийской армии нет формы с короткими рукавами), или нечто невнятное: куда-то бегут, причем не видно от кого (может, и нет никого) – очевидцы описывают подобные инсценировки. Есть замечательное видео: кто-то снял, как снимали ролик обстреливаемой толпы. Актеры корчились на асфальте, изображая жертв террора, а между ними ходили «операторы» и совершенно не опасаясь пуль снимали игру массовки. Что примечательно, впервые этот ролик был выложен в Интернете за два месяца до того, как в Сирии состоялась первая демонстрация. Т. е. к информационной войне готовились заранее. Что подтверждают и многочисленные публикации на эту тему, вышедшие еще несколько лет назад.

Что касается Израиля, то там понимают, что Башар никуда не уйдет. Слишком велико доверие к нему собственного народа. Если сейчас провести голосование, то за него не менее 95 % голосов будет. Это совершенно очевидный факт, достаточно пробыть в Сирии сутки, чтобы в этом убедиться. Тут же совершенно не тунисский, не египетский, не йеменский и даже не ливийский вариант: президент молод, при нем страна изменилась в лучшую сторону (меня поражают некоторые «аналитики», утверждающие, что есть какой-то единый «режим Асадов» – это две совершенно разные страны!). А самое главное – в отличие от других глав государств, где происходят беспорядки, он единственный не только выполнял требования демонстрантов и конструктивной оппозиции, но и часто делал шаги на опережение. Израильтяне знают, что он никуда не денется. Поэтому они могут себе позволить на публику театрально поморщить лбы, поплакаться на тему «что же будет с нами, если он уйдет?» и при всем при этом сливать для перепечатки в русскоязычных СМИ статейки, направленные на дегуманизацию страны, с которой все-таки в состоянии войны находятся. Им не нужна смена власти в Сирии (и они знают, что ее не будет), но они очень заинтересованы в том, чтобы кресло под Башаром ходило ходуном. Такая вот тонкая восточная игра.

Что касается Турции, то там сложнее. Еще несколько дней назад бандиты должны были осуществить провокацию в Латакии, но армия разминировала жилые дома и освободила людей, которым уготовили роль жертв, якобы армией убитых, за которые и должно было «вступиться» НАТО в лице Турции. Но провокация не удалась. В сущности, есть мнение, и оно подтверждается рядом фактов, о том, что Турцию шантажируют США. Либо она помогает расчленить и обескровить Сирию, а за это ей гарантируется территориальная целостность, либо сама подвергается угрозе потерять часть территории при создании американцами государства Курдистан.

– Насколько, по вашему мнению, возможно открытое вооруженное вмешательство иностранных государств в дела Сирии по ливийскому или схожему сценарию?

– Ливийский сценарий пройти не может. Потому что, в отличие от той же Ливии, в Сирии не удалось создать каких-то районов, которые были бы полностью под контролем бандитов, которых можно было бы объявить стороной, нуждающейся в помощи в борьбе за демократию. В Ливии был Бенгази. В Сирии такого «Бенгази» создать не дали. Если бы не удалось выбить бандитов из Хамы, возможно, ее бы объявили столицей мятежников, раздали бы должности и т. п. Есть опасность вторжения со стороны Турции, официального вторжения – пока что есть только неофициальные боевики, пришедшие оттуда (как, впрочем, и из Ирака). Но оно будет только в том случае, если на территории Сирии удастся совершить какую-нибудь грязную кровавую провокацию. И, увы, думаю, что попытки организации таких поводов для вмешательства будут. Потому что кому-то очень не хочется увидеть новую Сирию, по-настоящему демократическую и закалившуюся, ставшую более сильной в результате всех этих испытаний.

– Если оппозиции удастся добиться отставки Асада, какие последствия ждут Сирию и регион в целом (учитывая, что власти и обстановка уже сменились во многих странах региона)?

– Давайте для начала поймем, что это за оппозиция. Их две. Одна нормальная, конструктивная – она сейчас активно принимает участие в создании новых законов. Уже создается первая партия: после отмены монопартийной системы одним из ее лидеров станет бывший корреспондент Джазиры в Москве Акрам Хузам. Эта оппозиция всегда повторяет: мы не против президента, мы за демократические преобразования. Думаю, эти люди не станут добиваться отставки Башара. А те, кто взял в руки оружие… Эта «оппозиция» не имеет ни программы, ни лидеров. Это обычные бандиты. Как говорится, «да кто ж им даст?». Кстати, мне вчера прислали новый ролик. О том, что творили бандиты в Джиср Шугур. Я слышала, что там было страшно, но вот чтоб настолько…

Я считаю, что такие вещи надо показать как можно большему количеству людей. Для того, чтобы как можно меньше людей называло белое черным, а черное – белым.