http://tuofikea.ru/novelty

Исламабад — Вашингтон: разрыв неизбежен?

Эту крамольную мысль высказал недавно создатель мир-системного анализа, патриарх левой общественной мысли американский ученый Иммануил Валлерстайн, недавно разменявший девятый десяток лет.

В момент распада Британской империи на месте Британской Индии возникло два государства — Индия и Пакистан. С первых дней их существования между ними возник конфликт, что привело к трем индо-пакистанским войнам: в 1947-48, 1965 и 1971 годах. Причиной первых двух была борьба за Кашмир, третьей — Бангладеш, отделившийся от Пакистана. Индия тогда выступила в защиту нового государства. Оба конкурирующих государства обладают ядерным оружием, но отказываются от подписания Договора о нераспространении. Индия стала обладательницей супероружия первой — в 1967 году, Пакистан — в 1972. Можно сказать, что в их случае это даже сыграло положительную роль наподобие оружия сдерживания в Холодной войне между СССР и США. Несмотря на то, что Индия позиционировала себя как участник Движения неприсоединения, США причисляли ее к союзникам СССР и поэтому активно поддерживали Пакистан.

Со своей стороны, Пакистан надеялся с помощью США вернуть контроль над Кашмиром, а США ожидал от союзника помощи в получении контроля над Афганистаном, Ираном и исламским миром. Для этого Пакистан должен был сохранять внутреннюю стабильность. В этом и заключается причина поддержки Америкой поочередно всех военных режимов в этой стране.

Практически одновременно с Пакистаном возникла Китайская Народная Республика, которая, так же как и США, видела в Пакистане силу, способную уравновесить влияние Индии. Китаю тоже не нравились советско-индийские отношения, поскольку он имел неурегулированный пограничный конфликт с этой страной с 1962 года. Кроме того, Индия поддерживала главу мятежного Тибета — Далай-ламу.

Валлерстайн называет три причины, которые в течение последних двадцати лет ослабили американо-пакистанский союз.

Первая — это распад СССР и связанный с этим событием конец Холодной войны. Это привело к потеплению отношений на оси Вашингтон-Дели к неудовольствию Пакистана и Китая.

Вторая — изменения внутренней политики Афганистана. В 1980 году США и Пакистан активно противостояли действиям СССР в этой стране, а после вывода советских войск при Горбачеве именно пакистанские спецслужбы при содействии своих американских коллег сделали все, что могли для ликвидации режима Наджибуллы, видя в нем агента Москвы. В 1996 году бывший президент Афганистана был казнен талибами, приведенными к власти все теми же пакистанскими и американскими спецслужбами, после чего талибы привели в Афганистан Аль-Каиду, которая сделала Афганистан своей базой.

Третья — американская оккупация Афганистана в 2002 году и перенесение талибами своих баз на территорию Пакистана.

Так, начиная с 2005 года, США и Пакистан практически перестали быть союзниками, хотя и по-прежнему ощущают взаимную потребность друг в друге.

США не без оснований считают Пакистан главным источником поддержки талибов, с которыми НАТО ведет непримиримую войну. Афганские талибы пользуются поддержкой своих пакистанских единомышленников-талибов, Пакистанской межведомственной разведки ISI (Inter-Services Intelligence) и пакистанской армии. Вашингтон понимает, что пакистанские военные откровенно сотрудничают с талибами. Поэтому в последнее время США предпринимают в этом регионе самостоятельные действия.

Все началось с массовых атак с воздуха на предполагаемые места концентрации талибов с помощью беспилотных самолетов. Затем последовали широкомасштабные операции ЦРУ с привлечением печально известной частной военной компании Blackwater, меняющей в целях конспирации названия своих филиалов с такой скоростью, что уследить за этим процессом практически невозможно. И, наконец, венец разведывательно-диверсионной деятельности американских спецслужб в Пакистане — убийство Осамы бен-Ладена.

Все эти операции проводились не только без согласования с пакистанскими властями, но даже без уведомления последних. Так что Пакистану есть на что обижаться. С другой стороны, американцы, со своей стороны, все чаще намекают, что сотни миллионов долларов их финансовой помощи в лучшем случае растаскиваются по карманам пакистанских генералов, а в худшем — попадают к талибам.

Есть и еще один крайне раздражительный момент в американо-пакистанских отношениях. США, не без оснований опасаясь, что хаос в Пакистане может превысить критическую массу, исподволь присматривается к пакистанским ядерным арсеналам, принимая превентивные меры с целью недопущения попадания смертоносного оружия в недружественные руки талибов.

Так постепенно США становятся нежелательным незваным гостем в Пакистане. Именно на это Исламабад весьма прозрачно намекает своим могущественным союзникам, арестовав граждан Пакистана, помогавшим ЦРУ в выслеживании бен-Ладена, обсуждая вслух планы вывода своих войск с пограничных с Афганистаном территорий и получая статус наблюдателя в Шанхайской Организации Сотрудничества.

Последнее особенно беспокоит Вашингтон, поскольку означает ни больше, ни меньше как смену Пакистаном геополитических приоритетов и изменение всего баланса сил в этом важном для США регионе. Легкий дрейф Пакистана в сторону ШОС, первые скрипки в котором играют Россия и Китай, конечно, имеет оттенок шантажа. США не могут допустить потери контроля ни над Пакистанским ядерным арсеналом, ни над восточными провинциями Афганистана, ни над стратегически важным регионом. В Исламабаде это прекрасно понимают и пытаются удержать американскую финансовую помощь, не обременяя себя при этом никакими обязательствами в пользу США. Как долго продлится эта игра, сказать трудно, но ясно, что, не договорившись с американцами, Пакистан вполне может попытаться вступить в ШОС, чтобы получить поддержку новых союзников.

Такая ситуация создает дополнительные возможности для российской дипломатии, получающей в этой игре дополнительные преимущества. Балансируя на грани приема Пакистана в ШОС, где России принадлежит не последнее слово, РФ имеет возможность укрепить свои переговорные позиции в отношениях с США, которые всегда имели для нашей страны первостепенное значение. После того как российско-американский reset подвергся многочисленным испытаниям на Ближнем Востоке и Кавказе, после оглашения Вашингтоном новых планов размещения ПРО и еще десятков сложнейших международных проблем, где сталкиваются интересы США и РФ, дополнительные козыри в колоде Москвы явно не будут лишними.