http://tuofikea.ru/novelty

Путин нацеливается на евразийский экономический союз

Двадцать лет спустя после распада Советского Союза Владимир Путин, российский премьер-министр, возможно, не пытается восстановить его, как это иногда утверждают. Он осуществляет иной проект — создание «квази-Европейского Союза» из бывших советских республик.

Таможенный союз, который он запустил год назад между Россией, Беларусью и Казахстаном, уже отменил тарифы и таможенный контроль на внутренних границах трёх государств.

С наступлением января он будет расширен до «общего экономического пространства», обеспечив свободное передвижение товаров, услуг и капитала по рынку в 165 миллионов человек — 60% бывшего советского населения.

На московском саммите в этом месяце премьер-министры трёх государств поставили даже более масштабную цель — превратить эту структуру в «евразийский экономический союз» к 2013 году. Есть даже разговоры об общей валюте в будущем.

«Это по-настоящему событие большого межгосударственного и геополитического значения», — сказал г-н Путин после саммита. «Впервые после распада Советского Союза сделан реальный первый шаг к восстановлению естественных экономических и торговых связей на пост-советском пространстве».

Это, возможно, является преувеличением. Но в отличие от более ранних попыток вторично интегрировать бывшие советские республики эта сдвинулась с мёртвой точки.

Г-н Путин также предложил, что как только будет создано общее экономическое пространство, его члены должны начать переговоры по соглашению о свободной торговле между блоком и ЕС. Учитывая, что Россия потратила 18 лет — и пока что безуспешно — ведя переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию, такое крупное соглашение выглядит отдалённой перспективой. И всё же, если это будет когда-либо достигнуто, это станет исполнением мечты, которую г-н Путин изложил в Германии в ноябре прошлого года о «гармонизированном экономическом сообществе от Лиссабона до Владивостока».

Восстановление связей между бывшими советскими республиками является давней целью г-на Путина. В 2000 г. он подписал соглашение с полудюжиной стран о создании Евразийского экономического сообщества или ЕврАзЭС. Но оно осталось по преимуществу совещательным органом.

С 2009 года он стремился к более глубокой интеграции с двумя членами ЕврАзЕС для создания сегодняшнего Таможенного союза. Нурсултан Назарбаев, авторитарный президент Казахстана, принял этот план. Беларусь, чья экономика сильно зависит от экономики России, была загнана в него с помощью энергетической политики кнута и пряника.

«Этот замысел всё больше напоминает создание Европейского Союза на пространстве бывшего Советского Союза», — говорит Лилит Геворгян, аналитик в консалтинговой фирме IHS Global Insight.

Таможенный союз одобрил части acquiscommunautaire- нормативно-правовую базу ЕС, говорит высокопоставленный российский чиновник. Копирование существующей модели избавляет от лишней работы, но теоретически сможет однажды облегчить задачу создания зоны свободной торговли с ЕС.

Углубляющийся таможенный союз даёт типичные выгоды в виде стимулирования деловых связей посредством снятия торговых барьеров. Это также может помочь восстановить горизонтальные связи между отраслями и предприятиями, которые были разорваны, когда рухнул СССР.

Более того, связка Казахстана, этой бывшей советской центральноазиатской республикой с наиболее успешной экономикой, с Россией, противодействует китайскому влиянию в регионе. Соседние Кыргызстан и Таджикистан также выразили интерес к вступлению в союз.

Что интересно, союз может добиться успеха там, где другие попытки потерпели неудачу, и заставить Россию улучшить свой предпринимательский климат. Высокопоставленные чиновники в Астане, столице Казахстана, говорят о том, чтобы склонить российские компании перерегистрироваться в Казахстане, в котором, как они утверждают, существуют более благоприятные условия.

На европейском фланге России Таможенный союз предоставляет как стимул, так и механизм для того, чтобы Россия поддерживала Беларусь — которая увязла в финансовом кризисе, вызвавшем резкую девальвацию — и предотвратила беспорядки в стране, которые могли бы заставить Минск изменить политику в сторону сближения с ЕС. И это несмотря на личную антипатию г-на Путина к президенту Беларуси Александру Лукашенко.

«Россия будет поддерживать Беларусь в прежнем состоянии», — считает г-жа Геворгян. «Они дадут ей достаточно средств через субсидируемые поставки энергоресурсов, чтобы её экономика оставалась на плаву, но недостаточно для того, чтобы Лукашенко осмелел и выступил против России».

Люди, знающие г-на Путина, говорят, что он очень бы хотел «завершить» союз, введя в него большого славянского соседа России, Украину. Добавление её 45 миллионов жителей к союзу расширило бы блок до трёх четвертей бывшего советского населения.

Но независимо от того, присоединится Украина или нет, г-н Путин умно воспользовался занятостью Запада его долговыми проблемами, говорит Николай Петров из московского аналитического Центра Карнеги.

«Когда Россия находится в относительно более хорошем положении, чем многие европейские страны, это хорошее время, чтобы продвигать её идеи об интеграции», — говорит он.