http://tuofikea.ru/novelty

Второе издание национального вопроса

В правительстве все-таки создали структуру, которая, как и говорил Путин, должна будет заниматься проблемами межнациональных отношений. Ведь то, что такие проблемы есть, совершенно очевидно. Равно, как и то, что политики, направленной на их решение, нет.

Однако та структура, которая создана для решения этих проблем – отдел по вопросам национальных отношений департамента культуры аппарата правительства – ни по своей административной значимости, ни по своей предметной ориентации имеющемуся уровню проблем не соответствует.

В классическом понимании национальный вопрос – это вопрос о национально-государственном самоопределении тех или иных национальных образований. Кроме того, это вопрос признания юридического равноправия представителей разных народов и этносов. В-третьих, это вопрос обеспечения равных социально-экономических прав в том государстве, в котором они живут. В-четвертых, – вопрос обеспечения для каждого народа возможностей его культурного развития. И, в-пятых, – вопрос обеспечение бесконфликтного общения в местах совместного проживания.

Строго говоря, эти вопросы в СССР были решены: все более или менее многочисленные нации и народности имели свои национально-государственные образования, равные политические и социально-экономические права. Проводилась официальная политика как сохранения национальных культур, так и их взаимопроникновения и обогащения. В основном существовало относительно бесконфликтное бытовое общение.

Но в условиях катастрофы раздела СССР в эти отношения вклинились важные факторы: был изменен социально-экономический строй, в результате изменилось социально-экономическое обеспечение разных людей и регионов, были разрушены хозяйственные структуры, обеспеченность трудом и соразмерной зарплатой в разных регионах.

Вместе с изменением социально-экономического поля идентификации, было разрушено идеологически-смысловое поле. Последнее, среди прочего, в СССР работало на культурную и смысловую интеграцию: общие стратегические цели, общие условия труда, близость типов занятости и экономической обеспеченности: «У нас разные культуры – но мы вместе делаем общее дело. Мы вместе являемся хозяевами общей собственности и нашей общей страны». При этом власть стремилась форсировано развивать экономически отсталые регионы, обеспечивать в них рабочие места, и регулировала миграционные потоки. Причем, отношения на межнациональных стройках, в местах полиэтнического проживания были предметом постоянного контроля политических и гражданских структур.

В условиях создания иного социально-экономического строя, где исчезло понятие совместной деятельности в общих целях, с одной стороны, исчезло то начало, которое покрывало все различия, с другой – на первый план вышли чисто материальные отношения. Не только у представителей разных классов, но и у представителей разных этносов и регионов оказались разные экономические условия существования – разный уровень зарплат и доходов и разный уровень обеспеченности работой.

Миграционные потоки из управляемых превратились в стихийные. Стал заметно меняться этнический состав тех районов, где был относительный избыток рабочих мест. В результате, люди живущие в одном городе, так или иначе постоянно общающиеся между собой, в своей практике уже не объединялись общим участием в однотипном трудовом процессе, а оказались разделены различным типом трудовой деятельности и разными доходами, вытекающими как из разного отношения к собственности, так и из того, что мигрирующие представители иного этноса, как правило, были заняты менее престижными и менее оплачиваемыми видами труда, к тому же они еще и составляли конкуренцию местным группам, которые ранее занимали подобные рабочие места, но были не согласны работать за те деньги, на которые соглашались мигранты.

Эмпирическим путем выявлено, что если доля иного культурного элемента доходит до 10 %, то уже ощущается дискомфорт. Если же она достигает 20 %, то появляется напряженность и конфликтность.

Это и есть тот спектр вопросов, которые должна решать создаваемая правительственная структура.

Если же она создается как часть департамента культуры, то ее компетентность и полномочия в лучшем случае будут позволять решать некоторые из описанных составляющих общей проблемы. Например, создавать систему удовлетворения культурных потребностей проживающих совместно этнических групп, пропагандировать нормы терпимости, устранять прямую дискриминацию в отношении мигрантов. Без решения интеграционно-смысловых задач и проблем экономического плана работа культурного типа будет лишь смягчать и затушевывать накапливающееся раздражение.

Просто потому, что удовлетворяя культурные потребности разных групп без покрытия их общим смысловым интегрирующим полем, она будет лишь воспроизводить культурные различия, вызывая раздражение у коренных групп.

То есть в рамках собственно культурной работы решить проблему нельзя. Здесь нужен и более широкий кругозор, и право на более широкую постановку задач и их решение. Поэтому соответствующая структура должна обладать следующими правами:

На формирование и формулирование идейно-политической концепции, осуществляемой властью в целом, уточнение формулировок общих задач, стоящих перед страной, поскольку без них нельзя создать общее интеграционно-смысловое пространство, способное перекрыть разность культур и бытовых привычек различных групп. На постановку задач промышленно-экономического развития тех или иных регионов перед ведомствами экономического блока, при наличие рычагов воздействия на практическое осуществление этих задач. На контроль и регулирование миграционных потоков, вплоть до выделения зон разрешенной миграции и обеспечения условий проживания в них. На контроль за распределением рабочих мест в том или ином регионе, обеспечение в нем этнической структуры занятости. На обеспечение культурной интеграции на местах, включая строительство школ для мигрантов, выделение мест для их обучения в общих школах, контроль этнической структуры классов, не допускающий конфликтность и обеспечивающий интеграцию инокультурных учащихся в общее культурно-бытовое поле. Таким образом, для проведения последовательной и эффективной политики регулирования межнациональных отношений нужно куда более многопрофильное ведомство, чем отдел в департаменте культуры аппарата правительства. Последний может иметь место только как база для создания такого ведомства.