http://tuofikea.ru/novelty

Как Россия может использовать нынешнюю ситуацию в Украине

Россия – всегда первая среди тех, кто пытается иметь хоть какую-то пользу от любой ситуации в Украине. Нынешнее время – не исключение. Но именно теперь мегафакторы, формирующие украинские реалии, исключительно привлекательны для того, чтобы их попробовали использовать в своих интересах российские элиты. Что именно, почему и зачем на этот раз?

На Украину надвигается системный кризис. Он имеет несколько составляющих: социально-экономический, политический, управленческий и кризис внешнеполитических отношений.

Кроме того, в Украине происходят примечательные динамические процессы в обществе, которые некоторые эксперты называют предреволюционной ситуацией. Большая часть населения отброшена на грань бедности, растут радикальные настроения, выразительнее и популярнее становится сама идея радикального протеста.

Еще одним фактором, который характеризует нынешнюю ситуацию в Украине, можно считать явную растерянность власи. После определенной «эйфории от успехов» действия верхушка все чаще коррелируются страхом или суммой страхов.

Несколько экспертов, в частности, зарубежных, выразили единодушное предположение, что арест бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко «может быть вызван паникой Партии регионов перед вероятным проигрышем в предстоящих парламентских выборах».
Позиции российских элит

При явном ослаблении позиций украинского государства и назревающей в ней революционной ситуации этим могут попытаться воспользоваться внешние игроки. Прежде всего – Россия.

Вариантов «российской заинтересованности украинскими бедами» существует несколько. На сегодня в России формируется две позиции ее элит относительно Украины, которая предусматривает два различных подхода.

Первая из групп элит – реалисты-прагматики, в том числе олигархат, завязаны на экономику. Можно (теоретически или с долей вероятности) считать «симпатиком» этой группы и президента России Дмитрия Медведева.

Эти элиты понимают, что никакого восстановления российской империи или союза братских республик уже не будет. Они реалисты, поэтому не питают надежд на роль «большого брата» к «меньшей сестре» Украине.

Хорошим спасением для России они видят интеграцию в трансатлантическую цивилизацию – на любых основах. Даже – на условиях непервостепенного сырьевого придатка.

Аналитики предсказывают возможность поэтапного и стремительного будущего «привязывания» России к Западу на условиях зависимости, полагаясь на различные источники. В частности, на так называемый «план Анатолия Чубайса», обнародованный им на Петербургском международном экономическом форуме.

Самого Анатолия Чубайса эксперты называют «куратором» России от Бильдербергского клуба, намекая, что и «план Чубайса» предварительно был апробирован на заседании клуба этим летом. План, или же «программа русских реалистов», содержит лишь два пункта: ускоренное вступление России в ВТО, экономическая интеграция с Евросоюзом и США путем тотальной приватизации государственной собственности и создание фактически единого экономического пространства – с упрощенным таможенным, финансовым и визовым контролем.

Все интеграционные инициативы в отношении Украины российские «реалисты» воспринимают исключительно как инструмент, чтобы выманить ценные активы у «испуганных украинцев». И для них это станет актуальным, если в 2012 году начнется новый этап великой русской приватизации, когда в ключевых сырьевых и инфраструктурных объектах России будет реально допущен западный капитал.

Здесь украинские активы стали бы очень кстати (например, ГТС). Поэтому можно предположить, что расчет упомянутых прагматиков – требовать у украинского Президента Виктора Януковича сдачу ключевых активов в обмен на «защиту» его от складывающейся ситуации в стране.

Следует заметить, что некоторые эксперты связывают «программу реалистов» и с именем премьер-министра России Владимира Путина, которого иногда относят к другой группе российских элит – что декларирует позиции «романтиков-империалистов». Представители этой группы искренне верят в возрождение «великого и могучего» союза, в какой-то новой ипостаси.

В их системе координат украинская государственность – то некое «недоразумение», главное препятствие для осуществления мечты о возрождении СССР. Поэтому они постараются это препятствие устранить. Вхождение Украины в революционную ситуацию, весьма вероятно, будет использоваться ими для того, чтобы спровоцировать в Украине активное межрегиональное, межэтническое, цивилизационное противостояние.

Объективные предпосылки для облегчения такого «использования» уже созданы. Во-первых, пошатнулась доверие украинского общества к государству (хотя это – «заслуга» больше собственно самих лидеров, чем российских недоброжелателей). Во-вторых, успешно смоделировано и уже действует критическое неприятие, даже ненависть жителей одних регионов к другим. Это заслуга русской пропагандистско-информационной машины с местными «Интера» вместе.

Уровень нетерпимости, ксенофобии в Украине достаточно высок. А возможному сценарию «холодной войны» способствуют два временных фактора.

Первый: у Партии регионов есть большой соблазн перенацелить массовую общественную ненависть с себя на привычное межрегиональное противостояние. Второй – избирательная кампания в России (президентская), в которой один из вероятных претендентов, Владимир Путин, может позиционироваться как «собирателем земель русских», поэтому теоретически ему крайне необходимо демонстрировать агрессивные действия в отношении Украины. За что часть электората, очевидно, поблагодарит …
Сказочные альтернативы

Конечно, существует и альтернативный сценарий использования Россией ситуации в Украине . Россия может сменить базовые системы координат и перейти к нормальной, творческому, дружескому, добрососедскому и искреннему сотрудничеству с Украиной, демонстрировать не информационную, экономическую и тому подобную агрессию, а дружеские намерения и внедрять обоюдно выгодное сотрудничество.

В предыдущих договоренностях именно так это сотрудничество и выглядит. Как, например, обсуждение стратегически важных вопросов Президентами Украины и России Виктором Януковичем и Дмитрием Медведевым во время встречи в Сочи 11 августа этого года.

Другое дело, что предварительные договоренности и заключительные итоги еще существенно различались.