http://tuofikea.ru/novelty

Выпускникам все равно, где работать. Главное — зарплата

Как показал всероссийский интернет-опрос студентов, большинство выпускников вузов еще не определились с местом работы. Хотя вроде бы до начала трудовой жизни осталось всего ничего.

Но 85 процентов опрошенных честно признались, что понятия не имеют, где будут работать. Радует хотя бы то, что из 15 процентов определившихся практически все идут работать по специальности. Половина выбрали для трудоустройства известные компании.

Главным критерием выбора места для молодых специалистов является возможность карьерного роста. Такой ответ дали более 80 процентов опрошенных. Конечно, это важный фактор, никто не спорит. Но вот ведь незадача. Студенты уверены, что хорошее предложение должно свалиться с неба прямо им под ноги. И ничего делать сами они не собираются.

78 процентов студентов обиженно заявили, что за время обучения в вузе никто им так и не предложил будущего места работы. Некоторые обвинят в этом руководство вузов, которое не сотрудничает с работодателями. И будут правы. Но все-таки самая главная проблема — инфантильность наших молодых специалистов, которые палец о палец не хотят ударить, чтобы позаботиться о своем будущем.

Зато материальные запросы у молодых людей вполне конкретные (см. схемы). И они ощущают себя абсолютно готовыми специалистами и искренне удивляются, почему у их окна не стоит очередь из работодателей и почему каждый не предлагает зарплату выше…

Комментарий специалиста: Им все равно, куда идти

Директор Федерального института развития образования психолог Александр АСМОЛОВ:

— Молодое поколение следует одному лозунгу — нас никому не сбить с пути, нам по фигу, куда идти. И почему мы удивляемся, что им все равно, где работать? У молодых совершенно иной ценностный подход и другие ориентиры. Они более прагматичны, а мы их равняем под свои ценности. И молодежь так или иначе является ярким примером приватизации не имущества, а сознания. Они живут собственными целями, собственными задачами, собственными мотивами.

Мы должны четко понимать, что наше образование —
один из ресурсов взросления и воспитания молодых. Один из. Другие — это семья, религия и СМИ. Среди ребят есть те, которые хотят, чтобы академические достижения стали их резервом, а есть те, кому все по фигу. И их, увы, большинство. Но отделять одних от других мы не умеем. И все учатся скопом. В итоге даже целеустремленные ребята перенимают часть пофигизма.

Молодым людям хочется пожелать выбрать перспективные ценности развития. Не важно, в какой сфере, — в вузе, в работе, в любви… Только когда человек состоится как личность в профессии и любви, он становится по-настоящему счастлив. Когда у него вместо любви секс… А отличие любви от секса в следующем: любовь — ненасыщаема и бесконечна, а секс — конечен. И только когда ребята научатся разделять вещи, не подвластные времени, и однодневные эксперименты, они смогут стать счастливыми. Так и в работе — есть однодневная, а есть — приносящая радость и отдачу…

Родителям на заметку: Поставьте цель еще в школе!

— Инфантильные выпускники вузов вырастают из школьников. Но почему молодое поколение не может определиться с жизненным путем и позицией? Многие скажут, что в школе ученики еще совсем дети и не готовы принимать серьезные решения. Но ведь свое первое взрослое решение они должны принять самостоятельно. А именно — определиться, куда они хотят поступать.

Но 17-летние юноши и девушки чаще всего перекладывают эту ответственность на родителей либо вообще считают, что куда направят, туда и пойдем — нам все равно.

— К сожалению, современные выпускники школ понятия не имеют, куда поступать, а главное — зачем, — уверен специалист по возрастной психологии Амир Тагиев.

И тут главное, как поведут себя родители.

— Самая опасная родительская позиция — воплощать свои несбывшиеся мечты в ребенке. И не обращать внимания на то, что от этой маминой или папиной мечты ребенка тошнит, — говорит психолог.

Многие ребята без зазрения отвечают: ничего
не хочу, ничего не волнует, сам не знаю, и вообще в институт надо, потому что надо. И
сейчас, когда вроде путей для отступления почти нет, все уже выбрали ЕГЭ и активно его сдают, родителям нужно подобрать правильные
слова.

— Дети мало представляют себе, что их ждет в той или иной сфере. И в силах родителей сделать так, чтобы ребенку захотелось получить именно эту профессию. Рассказать о ее плюсах, ее положительных сторонах. Но при этом важно не переборщить, в бочке меда обязательно должна быть ложка дегтя. Иначе потом придет огромное разочарование, — уверен Тагиев. —
Столкнувшись на практике с реальной стороной дела, ребенок раскусит обман и обидится на маму с папой, да еще и потеряет интерес к самой профессии.

Но вообще самое главное в период выбора послешкольной траектории, считает психолог, чтобы ни родители, ни дети не воспринимали поступление в институт как последний шанс.

— Иногда у меня складывается впечатление, что ребенок одиннадцать лет не знания получал, а шел к цели поступить, — говорит он. — И вот он поступает или не поступает. А дальше что? Он теряется и не понимает, что делать. И зачем? Цель-то достигнута. Классно, когда родители не ставят жесткую цель — поступление в институт, а формулируют задачу — постараться поступить. Ведь вуз нужен только для дальнейшего трудоустройства по любимой профессии. Не нужно бояться амбициозных целей для своих детей — стать ученым с мировым именем, летчиком-испытателем, президентом, наконец. И тогда институт превращается лишь в средство ее достижения. И тогда у ребенка не будет проблем с будущим местом работы — он четко будет знать, куда идти после вуза. И зарплата, неудобства отойдут на второй план, поскольку такой человек согласится начать со второго помощника младшего дворника, но очень быстро пойдет вверх по карьерной лестнице. Ведь он не сидел в вузе, ковыряя в носу, а получал необходимые знания, занимался самообразованием, не пренебрегал практикой. Выпускников вузов много, а вот специалистов днем с огнем не найдешь.